Круглый стол «Компьютерный спорт в вузах»
В рамках финала Студлиги Сбера состоялся круглый стол, посвящённый теме компьютерного спорта в вузах. Участниками заседания стали представители Федерации компьютерного спорта России, Национальной студенческой лиги компьютерного спорта, Российского спортивного студенческого союза, Федерального центра подготовки спортивного резерва, а также университетов со всей страны.
На повестке круглого стола были вопросы развития компьютерного спорта в образовательных организациях высшего образования, популяризация киберспорта в студенческом сообществе и различные подходы к внедрению вида спорта в университетскую среду.
Заседание началось с приветственного слова президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита. В своей речи он подчеркнул значимость такой встречи и отметил, что развитие студенческого спорта есть и будет одним из приоритетов Федерации:
– Студенческий спорт не рассматривается нами как просто трамплин к большому профессиональному спорту или направление массового спорта. Это сущность, которая внутри себя объединяет многих представителей молодёжи, сильно заряженных и располагающих достаточным свободным временем, а главное – обучаемых и желающих познавать что-то новое.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Роман Ольховский, директор аналитического центра физической культуры и спортивных технологий Университета ИТМО, председатель Научно-методического совета при Минобрнауки России по учебным дисциплинам по физической культуре и спорту, который привёл аналитику по киберспортивным клубам в образовательных организациях высшего образования, рассказал про Открытый молодёжный конкурс по созданию технологических инноваций в области физической культуры и спорта «Кубок фиджитал спорттех инноваций 2025», анонсировал отбор лучших практик университетов, направленных на развитие фиджитал движения и совершенствование физкультурной и спортивной работы.
Алексей Шемякин, президент Национальной студенческой лиги компьютерного спорта, вице-президент ФКС России в приветственном слове обозначил большое значение студенческого сообщества для развития и становления компьютерного спорта и сказал о важности обратной связи, открытости Федерации компьютерного спорта России к предложениям. Модератором круглого стола выступила директор научного департамента, вице-президент ФКС России Оксана Гураль. Остальные участники заседания продолжили тему развития компьютерного спорта в учебных заведениях и рассказали о практиках в различных вузах России.
В рамках работы круглого стола были рассмотрены методические аспекты спортивной подготовки в компьютерном спорте, в том числе физической подготовки. Участники обсудили необходимость подготовки новых методических материалов и учебников, проведения научных исследований и публикации их результатов в научных и научно-практических журналах. Вице-президент Российского студенческого спортивного союза, заместитель председателя Научно-методического совета по разработке и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках образовательных программ высшего образования при ФУМО 49.00.00 – Физическая культура и спорт, заведующий кафедрой физической культуры и здоровья НИТУ «МИСИС», Марина Ермакова отметила:
– Сегодня, в рамках работы круглого стола, мы рассмотрели вопрос развития компьютерного спорта в университетах. В первую очередь необходимо проработать вопрос внедрения компьютерного спорта в учебный процесс в рамках реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту как в базовой части, так и в рамках элективных дисциплин. В рамках внеучебной деятельности возможно развитие как в студенческом спортивном клубе в формате секции и сборной команды университета, так и создание отдельных подразделений (центров, клубов, и т.д.), деятельность которых направлена на развитие киберспорта и подготовку спортсменов различного уровня. Коллеги поделились разными практиками своих образовательных организаций, рассказали о проведении турниров как университетами, так и совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Для меня, как вице-президента Российского студенческого спортивного союза, отвечающего за научно-методическое направление, ключевым моментом был вопрос научного обеспечения данного процесса. Важно отметить, что в настоящий момент киберспорт — это не только отрасль физической культуры, но и технологическая, инженерная, медицинская отрасли. Это многогранные и междисциплинарные научные исследования. Считаю необходимым проводить подобные дискуссии, собирать людей из разных отраслей науки и практики, вырабатывать совместные направления для развития. Отдельно хочу отметить, что круглый стол прошёл в рамках финала Студенческой лиги. Мы имеем возможность посмотреть соревновательный процесс, познакомиться с лучшими игроками и пообщаться с людьми, которые непосредственно работают в университетах, готовят лучшие команды страны. Совмещение соревновательной и деловой программы — это всегда хорошая практика.
Участниками круглого стола выступили:
– Мария Леонтьева, проректор ГАОУ ВО «МГУСиТ»;
– Елена Косьмина, и.о. заведующего кафедрой теории и методики высокотехнологичных видов спорта НГУ им. П. Ф. Лесгафта;
– Дмитрий Володькин, проректор по молодёжной политике МГАФК;
– Роман Алымов, академический директор факультета игровой индустрии и киберспорта Университета «Синергия»;
– Лилия Андрющенко, директор центра фиджитал-образования и инновационных спортивных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова;
– Наиля Бриленок, заведующая кафедрой физической культуры и спорта НИУ «МЭИ»;
– Андрей Виноходов, директор департамента развития спорта БелГУ;
– Тигран Карян, руководитель киберспортивного клуба НИУ «МЭИ»;
– Алексей Сериков, заместитель директора центра спорта по спортивно-массовой работе Сеченовского Университета;
– Александр Маликов, старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского политехнического университета;
– Василий Молошаг, начальник отдела обслуживания средств вычислительной техники департамента информационных технологий СФУ;
– Александр Козлов, доцент кафедры физического воспитания и здоровья РАНХиГС;
– Владислав Редин, начальник отдела киберспорта РТУ МИРЭА;
– Анастасия Маркова, заместитель руководителя центра развития компьютерного спорта ДГТУ;
– Григорий Савушкин, администратор сборной по компьютерному спорту МГУ им. М.В. Ломоносова.