О развитии киберспорта на Кубани рассказал председатель краевого отделения ФКС Александр Спицын
Накал страстей, огромные денежные призы, масштабные турниры и толпы болельщиков — всё это киберспорт, сравнительно молодое направление, которое пользуется популярностью во всех уголках земного шара, в том числе и в нашей стране.
Для российских болельщиков 2021-й стал годом киберспорта: отечественные команды добились серьезных успехов на международных соревнованиях. С успехом их поздравили чиновники, профессиональные атлеты, звезды шоу-бизнеса и даже лидеры государств.
Для киберспортсменов турниры — возможность показать себя, а для разработчиков игр — попытка создать новый вид соревнований, которые соперничали бы с футболом или Олимпиадой.
О тонкостях индустрии, особенностях киберспортивных дисциплин и развитии отрасли в регионе в интервью газете «Кубань сегодня» рассказал председатель Краснодарского краевого регионального отделения Федерации компьютерного спорта (ФКС) России Александр Анатольевич Спицын.
Председатель Краснодарского краевого регионального отделения Федерации компьютерного спорта России Александр Анатольевич Спицын
— Александр, киберспорт в России развивается далеко не первый год… А как ситуация обстоит в нашем регионе? Сильно ли отстаем от столиц?
— Стоит признать, что в некоторых направлениях Москва и Петербург преуспевают, ведь у них банально больше организаций, связанных с киберспортом. Кроме того, в столичных вузах уже существуют специальные факультеты, а это, сами понимаете, сильный толчок для развития. Тем не менее я уверен, что мы способны их догнать. Мы уже проводим студенческие чемпионаты, стараемся развивать эту лигу.
— Расскажите немного о своей работе. Чем занимается региональное отделение ФКС России?
— Главные цели организации — популяризация и развитие компьютерного спорта на территории Кубани. Для этого мы проводим целый комплекс работ: организуем турниры, подготавливаем профессионалов — судей и тренеров. А уже в ближайшем будущем рассчитываем открыть первые краевые киберспортивные школы.
— Для части наших читателей видеоигры — это либо пустая трата времени, либо даже откровенное зло, развращающее молодежь. Что вы, как представитель индустрии, обычно говорите людям, которые так считают?
— Необходимо различать обычное времяпрепровождение за компьютером и дисциплинированную игру с систематическими тренировками и правильным подходом. Дело в том, что видеоигры слишком общее понятие… Под киберспортивные дисциплины попадают далеко не все интерактивные развлечения, а, грубо говоря, сотня из ста тысяч. При этом я не считаю остальные игры каким-то злом. Нужно всего лишь знать меру и не давать детям тайтлы (тайтл — экземпляр игры в своем «глобальном представлении»; фактически каждая игра, представленная на гейм-рынке, является тайтлом. — Ред.) с пометкой «18 +».
Победители турнира «MGA Uni CUP Краснодар»
— В июле на Кубани начали формировать первую краевую сборную по компьютерному спорту. Много ли у нас желающих превратить любимое хобби в профессиональную карьеру?
— Конкретных цифр я, пожалуй, вам не назову, но желающих более чем достаточно. И это, несомненно, радует!
— Есть мнение, что киберспорт только для молодых людей примерно от семнадцати до двадцати пяти лет или около того. С другой стороны, в индустрии немало и профессиональных игроков за тридцать. Что вы обо всём этом думаете?
— Скорее всего, такой стереотип складывается из-за того, что у молодых людей более развита реакция. Это действительно так, однако хочу заверить, что в наш спорт приходят и люди бальзаковского возраста, и даже пенсионеры, которые ни в чем не уступают молодежи.
— Еще одна бытующая позиция — киберспорт для мужчин. Существует ли гендерное равноправие?
— Еще один грубый стереотип! Лично я убежден, что в мире вообще и в России в частности есть девушки, обладающие выдающимися игровыми навыками. Организаторы крупных киберспортивных чемпионатов нередко стремятся продвинуть компьютерные игры среди девушек и проводят отдельные турниры на мировых чемпионатах. Так что в киберспорте немало представителей прекрасного пола. Я бы даже сказал, много.
— На чемпионате Краснодарского края по киберспорту было представлено шесть дисциплин: Dota 2, Starcraft 2, NHL21, Tekken7, DCL-the game и Clash Royale. Как формировался этот список? Почему, например, NHL, а не FIFA? Tekken, а не Mortal Combat? И главное, куда пропали шутеры (шутер — жанр видеоигр, в котором упор сделан на скорости реакции геймера и командном взаимодействии; название происходит от английского слова shooter, что переводится как «стрелялка». — Ред.)?
— Дело исключительно в формальностях. В чемпионат включали те дисциплины, которые признаны на всероссийском уровне. Когда мы готовили мероприятие, трехмерный тактический бой еще не считался видом компьютерного спорта. Всё изменилось буквально на момент анонса соревнований, но корректировать что-либо было уже поздно… Но в следующий раз любители шутеров также смогут принять участие! Скорее всего, они будут играть в Warface, но, быть может, со временем в регламент добавят и другие тайтлы.
— Для проведения соревнований наверняка нужны тренеры, комментаторы, судьи и другие специалисты. Для этого проходят специальное обучение или достаточно понимать, что такое лайн и мид?
— Прекрасно, если вы знаете, что такое лайн (лайн дословно переводится как «линия»; если смотреть более приближенно к игре, это обозначение трех основных дорог, по которым передвигаются игроки и неигровые персонажи. — Ред.) и мид (мид — средняя линия движения персонажей на карте. — Ред.). Однако для того, чтобы стать судьей, этого всё же недостаточно. Киберспортивной отрасли действительно не хватает специалистов. Именно поэтому одно из направлений работы ФКС России — подготовка кадров. Например, тренеры часто повышают квалификацию, а судьи участвуют в обучающих вебинарах и лекциях.
— На официальном сайте ФКС России есть раздел «Антидопинг». Речь идет о читах (чит — код, который может быть введен в программу, чтобы изменить ход ее работы. — Ред.) или киберспортсмены могут принимать какие-то добавки?
— Киберспорт является официальным видом спорта, поэтому на нас распространяются все те же антидопинговые правила, что и на остальные дисциплины. Перечень запрещенных добавок указан на сайте РУСАДА. Читерство же к антидопингу отношения не имеет. Но, несмотря на это, мы, само собой разумеется, осуждаем применение запрещенных программ и стараемся выявлять и наказывать спортсменов, которые их используют.
— Как вы считаете, повлияет ли сложившаяся обстановка — специальная военная операция, санкции — на развитие киберспорта в России?
— Безусловно, сейчас индустрия испытывает определенные трудности, связанные в том числе и с разработчиками игр, по которым проводятся соревнования. По аналогии с прочими видами спорта есть и санкционное давление на наших атлетов, не позволяющее им использовать государственную символику на международных соревнованиях. Помимо прочего, российские киберспортивные организации вынуждены выступать не под своими названиями на международных соревнованиях…
— Звучит удручающе…
— Но есть, к счастью, и позитивные моменты! Например, в данный момент заканчиваются соревнования Кубка России по компьютерному спорту, по итогам которых будут отобраны кандидаты в нашу сборную. Лучшие из лучших примут участие в матчах чемпионата мира от международной федерации IeSF, которые состоятся в конце года в Индонезии.
— Будем болеть за ребят. Спасибо вам за беседу!
— Спасибо и вам!