Физра или киберспорт. Можно ли в вузах прогулять новый урок
До конца 2022 года правительство планирует запустить в ряде вузов образовательные программы в области киберспорта. Объем финансирования до 2024 года составит 17,6 млрд руб., из них 8,6 млрд руб. придет из федерального бюджета.
Дмитрий Смит, один из первых российских киберспортсменов, выступал под игровым именем Dilvish и в 90-х был лидером клана Orky, а теперь президент Федерации компьютерного спорта России. Он рассказал про современную реальность: в сфере киберспорта уже есть десятки профессий, востребованность которых будет со временем только расти. Но на финишную прямую все равно выйдут только те, кто не забывает про классику: футбольные бутсы и гантели.
— Российское руководство решило поставить образование в сфере киберспорта на поток. Как сейчас обстоят дела с обучением киберспорту в России? Есть ли работающие факультеты, курсы?
— Россия была первой в мире, кто признал киберспорт спортом. Многие страны у нас учатся. Образовательным направлением мы тоже занимаемся достаточно давно. Начинали мы эту историю РГУФКе (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. — Прим. ред.), затем продолжили с Высшей школой экономики, затем подключился Финансовый университет при правительстве РФ, с которым мы сейчас продолжаем активно работать. Теперь мы расширяемся по территории страны: подписали соглашение с Поволжской академией физической культуры, с Петербургским университетом имени Лесгафта, с Тамбовским государственным университетом и так далее. Помимо этого, существует еще большое количество онлайн-курсов. Они бывают разные — от весьма эффективных до бестолковых. Здесь это коммерческая история, и она, в моем понимании, ближе к истории сертификации, чем образовательной. Сейчас наша задача — выступить провайдерами того, чтобы в наших вузах была возможность обучаться профессиям, связанным с киберспортом. Здесь тонкая грань — мы не воспитываем спортсменов и не говорим: приходи, мы тебя научим играть в Dota или Counter-Strike. Но вокруг киберспорта есть море различных специальностей.
— В классической спортивной команде есть тренер, массажист…
— В нашем случае надо понимать, что мы находимся на стыке трех сущностей: спорт, шоу и технологии. Вокруг одного ивента по киберспорту крутится огромное количество специалистов. Например, в мае этого года мы проводили в Челябинске финал чемпионата России по компьютерному спорту. Он проходил на хоккейном стадионе. За два дня его посетило 9 700 человек зрителей. А работало на нем более 100 специалистов, которые готовили это событие. Это эксперты в онлайн-трансляциях, например. Когда человек смотрит футбол, он потом не выйдет во двор в свою футбольную коробку и не повторит, чего там делал Роналду. А когда человек посмотрел, как играет киберспортсмен, он половину из этих трюков сможет повторить тем же вечером, играя в свою любимую игру. И это не только шоу, но и некий мастер-класс. Помимо этого, есть большое количество ИТ-специалистов, специалистов по монтажу видео, операторов. Есть еще большое количество вопросов, связанных с кибербезопасностью.
— Обучение таким вещам будет платным? Или бюджет?
— Мы стремимся к бюджетному, хотя, безусловно, в наше время коммерческое преобладает. Мы стремимся к тому, чтобы были бюджетные места в вузах.
— Власти хотят к декабрю 2022 года ввести курсы по анализу данных, разработке компьютерных игр и использованию технологий при создании кинофильмов и другого контента. Это реально?
— Если мы говорим про GameDev (разработка компьютерных игр. — Прим. ред.), это отдельная большая индустрия, но это не киберспорт. И по этому направлению есть достаточно большое количество специалистов, которые могут этому научить. Если же мы говорим про именно киберспортивное направление, то действительно крутых специалистов здесь очень немного. И тут понадобится чуть больше времени, чтобы подготовить тех, кто будет готовить дальше.
— Сколько людей сейчас этим заняты?
— Nielsen Sports оценивает российскую аудиторию в киберспорте в 15,4 млн человек. Рынок PwC оценивает в 28,6 млн долларов.
Продолжение в источнике