Киберспортсмен
Для большинства людей понятие «спорт» ассоциируется с активностью и физической нагрузкой, но в киберспорте все иначе. Основную часть времени игроки проводят за компьютером. При этом в отличие от виртуального характера среды, в которой спортсмены оттачивают свои умения, средства, получаемые от участия в соревнованиях и турнирах, вполне реальны.
Началом истории сравнительно молодого киберспорта можно считать 1997 год и появление первой профессиональной ассоциации по игре в Quake Cyberathlete Professional League. Спустя практически 20 лет мировые объемы рынка киберспорта составляют 1,1 млрд $ (по данным на конец 2020 года), а сообщество геймеров превышает 495 млн участников. И эти цифры не предел, аналитики предрекают ускоренный темп развития индустрии видеоигр. Увеличению показателей способствует не только появление новых дисциплин, но и включение набирающего популярность мобильного киберспорта в официальные турниры.
Кто такой киберспортсмен
Симуляторы и компьютерные игры объединяют достаточно молодых спортсменов возрастом от 14 до 29 лет. Участие в соревнованиях киберсообщества могут принимать как школьники, так и взрослые состоявшиеся люди со средней и высокой зарплатой. При этом возраст никак не влияет на результативность в турнирах.
- быстрая реакция;
- умение моментально принимать решение;
- аналитическое мышление;
- умение сфокусироваться и абстрагироваться;
- целеустремленность;
- способность к тактическому и стратегическому мышлению;
- несмотря на достаточно малоактивный характер спорта, хорошая физическая форма, чтобы вести напряженную игру на протяжении длительного времени;
- хорошее зрение;
- развитая мелкая моторика рук;
- знание английского языка;
- в командных соревнованиях – коммуникативные навыки.
Чем занимается киберспортсмен
1. Online-турниры, принять участие в которых можно из любой точки мира, где есть доступ к интернету.
2. Offline-турниры, или, как их называют, LAN-турниры (local-area network) предполагают личное присутствие геймера в клубе или, к примеру, на больших стадионах, аренах, как это происходит в Южной Корее, Лос-Анджелесе, Техасе.
Как и в любых других игровых видах спорта, профессиональная деятельность киберспортсмена построена на клубной системе. Чтобы подписать контракт с одной из киберспортивных организаций, которые по условиям контракта станут выплачивать ежемесячную заработную плату, а игрок будет представлять клуб и отдавать определенный процент от выигрышей, важно показывать высокий уровень во время игры. Благодаря внутриигровым рейтинговым системам, потенциального кандидата в команду могут заметить менеджеры организации и предложить постоянное сотрудничество.
Вопреки распространенному мнению о том, что вся деятельность киберспортсменов зациклена исключительно на постоянной игре, у профессиональных команд между тем есть тренер, который определяет объем нагрузки и устанавливает расписание тренировочного процесса. В его задачи входит отработка с игроками стратегических и тактических элементов. Активные тренировки начинаются перед крупными турнирами – минимум 6 часов гейминга в день за несколько недель или даже месяцев до назначенной даты. Плюс к этому несколько часов теоретической части.
Как выбрать дисциплину в киберспорте
Основные категории
- Шутеры (от англ. shooter – стрелок) своей основной целью предполагают уничтожение всех врагов и в некоторых случаях сбор определенных предметов. Самые популярные игры – GTA, Counter-Strike, Call of Duty, Battlefield, Unreal Tournament, Quake Champions, Fortnite.
- Стратегии – игры-симуляции на основе стратегического планирования игроком своих действий для достижения поставленной цели (чаще всего уничтожение противника). В топе стратегических игр – Starcraft, Warcraft.
- Спортивные симуляторы – наибольшей популярностью в этой категории пользуются футбол, хоккей, бокс, MMA. Среди игр выделить можно FIFA, NHL, NBA, Creed: Rise to Glory, UFC.
- Ролевые игры, или RPG (Role-Playing Game) относятся к категории, в которой важен сюжетный аспект, а игрок управляет одним или несколькими персонажами, взаимодействуя с элементами, встречающимися на пути. Все действия геймера влияют на историю мира, в котором разворачиваются события. Популярные представители этого жанра – The Witcher, League of Legends и Dota 2.
- Технические симуляторы – с абсолютной точностью передают процесс управления каким-либо транспортным средством в виртуальном мире. Это может быть авто, самолет, поезд и прочая техника. В данной категории можно выделить World of Tanks, War Thunder, World of Warships, Need for Speed.
Коллективно или в соло
В групповых соревнованиях принимают участие команды с различных уровнем умений. Среди достоинств такой формы гейминга: большая продолжительность и постоянное обновление игры, возможность общения с друзьями и знакомства с новыми людьми со схожими интересами для создания клана. Командные виртуальные игры являются важным аспектом в вопросе социализации.
Среди многопользовательских игровых площадок можно выделить Counter Strike, Dota 2, Worlds of Tanks, League of Legends, Overwatch.
В зависимости от личных предпочтений киберспортсмена – гейминг в компании друзей или незнакомых людей или же самостоятельное выстраивание стратегии – и выбирается игровой режим.
Затратность
Некоторых финансовых вложений потребует и оборудование. В первую очередь это мощная видеокарта, хотя для некоторых игр графическая составляющая вторична. Кроме того, важную роль играют такие периферийные устройства, как игровая мышка и гарнитура.
Все эти расходы доказывают, что киберспорт достаточно дорогостоящее увлечение, и это стоит учитывать при выборе дисциплины.
Востребованность
Такие колоссальные суммы говорят о востребованности профессиональных геймеров среди компьютерных клубов по всему миру.
Уровень зарплаты
Среди большинства спортсменов популярностью пользуется способ заработка на стримах – онлайн-трансляциях прохождения игры. Такое потоковое видео, сопровождающееся комментариями геймера и музыкальными подборками, собирает огромное количество зрителей. Основные причины интереса в том, что профессиональные киберспортсмены гораздо быстрее проходят игру и их приятно слушать.
Карьера
Стоит учитывать, что пробиться в узкий круг лучших спортсменов виртуальной реальности довольно сложно. И деньги не сыпятся с неба, даже если фанат тратит на игры все свободное время. Как и в любых других видах спорта, здесь существует своя иерархия – от всемирно известных команд, зарабатывающих сотни тысяч долларов и больше, до более посредственных по уровню навыков команд, получающих несколько сотен долларов.
Перспективы в будущем
Популярные вопросы и ответы
Насколько распространен киберспорт в России сегодня?
Наглядным примером является рост числа участников турниров Федерации компьютерного спорта России. Например, в декабре завершилась киберспортивная Школьная лига, в соревнованиях приняли участие более 5000 школьников из разных уголков страны. В феврале стартовал пятый сезон Студенческой лиги, и в этом году число участников превысило прошлогодний показатель, когда в соревнованиях выступили более 6500 студентов из 43 регионов страны.
Также важно понимать, что киберспорт — это не только спортсмены. В индустрии задействовано огромное количество специалистов разного профиля: тренеры, судьи, комментаторы, менеджеры, дизайнеры, юристы и многие другие. Сейчас появляется все больше программ и курсов переподготовки людей из различных профессий под специфику киберспорта.
Мы как Федерация видим огромный потенциал в таких образовательных программах, поэтому взаимодействуем со многими российскими вузами. В частности, совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ мы запустили программу повышения квалификации «Карьера и бизнес в киберспорте», которая нацелена на подготовку профессиональных кадров.
Сколько зарабатывает киберспортсмен?
При этом призовые фонды крупных турниров обычно доходят до нескольких сотен тысяч долларов, не говоря уже о The International по Dota 2, где разыгрывают более 40 миллионов долларов. Все зависит от результатов: чем больше побеждаешь, тем больше зарабатываешь.
ФКС России выстраивает карьерную лестницу для киберспортсменов: мы проводим массовые соревнования и уже на этом этапе даем возможность не только показать результаты и быть замеченным спортивными клубами, но и выиграть деньги. К примеру, призовой фонд Студенческой лиги в 2021 году составит 2,5 млн рублей.
Есть много примеров того, как эта лестница уже работает, и спортсмены, участвующие в соревнованиях попадают на более высокий уровень. Например, победитель Кубка России по киберспорту 2019 — команда Gentlemen, стала выступать за киберспортивную организацию Unique.
Если говорить о заработках среди других специалистов киберспортивной отрасли (от судей до менеджеров команд), то мы видим положительную динамику. Заработные платы в киберспорте находятся на рыночном уровне. Суть проста: чтобы хорошо зарабатывать, нужно тренироваться, учиться и становиться квалифицированным специалистом.
Что нужно для того, чтобы стать киберспортсменом?
Начинающим спортсменам потребуется игровой компьютер с характеристиками чуть выше среднего уровня, для большинства наиболее популярных в России компьютерных игр этого будет достаточно. Для спортсменов более высокого класса потребуется топовый ПК или смартфон для мобильных игр, но, как правило, доходы профессионалов полностью покрывают эти расходы. Также все необходимое для комфортной игры предоставляют киберспортивные клубы, за которые выступают игроки.
Как киберспортсмену стать популярным?
Важно сохранять хорошую физическую форму, а также коммуницировать с внешним миром: подписчиками в соцсетях, журналистами, представителями профессионального сообщества.