Новости
О нас
Чемпионы
О ФКС России
Региональные отделения
Вопрос-ответ
Документы
Руководство и структура
Соревнования
ФКС России в регионах
Молодёжный совет
Описание
Документация
Антидопинг
Контакты
Пресс-центр
Медиа-кит
Контакты для сми
Личный кабинет
Войти через социальные сети
Необходимо согласиться с условиями
Необходимо согласиться с условиями
Забыли пароль Зарегистрироваться
На почту отправлено письмо со ссылкой на восстановление пароля.

Шутеры дарят моментальный прилив умственных сил

16 мая 2019
Игрология

В этом паблике мы часто пишем о том, как видеоигры развивают умственные способности: память, мышление, координацию и так далее. Однако речь всегда шла о стабильном улучшении, которое достигается за много часов игры и сохраняется на многие месяцы. А вот ученые из Сингапура и США в 2018 году предположили, что даже короткие игровые сессии способны ненадолго, но сильно улучшить работу мозга. Грубо говоря, поиграв немного, вы следующие полчаса-час гораздо лучше соображаете. 

Такой эффект ученые раньше находили у других занятий. Например, когда люди погружаются в тибетскую медитацию (фокусируются внутренним зрением на образе тибетского божества), после они еще 15-20 минут лучше решают визуально-пространственные задачи. А 10 минут прослушивания сонат Моцарта временно усиливает внимание.

Чтобы проверить, оказывают ли видеоигры похожий эффект, ученые провели три эксперимента [pdf]. Суммарно в них приняло участие 111 человек — все опытные геймеры. Условия и гипотезы в каждом эксперименте были свои, но в каждом участники играли в Unreal Tournament 2004. Ученые проверяли эффект именно шутера, потому что, по их мнению, игры именно этого жанра вызывают самое быстрое и сильное погружение в игровой процесс. Что же выяснилось?

Во-первых, всего 30 минут игры в шутер вызывает заметное усиление ряда способностей: фокусированного внимания, визуальной памяти и пространственного мышления. Участники значительно лучше справлялись с тестами на эти способности после сеанса игры, чем до: они лучше опознавали предметы, лучше запоминали изображения и лучше оценивали форму объектов. Этот эффект сохранялся около 30 минут, после чего умственные способности ослабевали и начинали постепенно возвращаться в до-игровое состояние. 

Ученые, конечно, тестировали не все умственные способности, поэтому в теории игровые сессии могут усиливать ещё многое. Однако уже в этих экспериментах выяснилось, что кое-какие аспекты интеллекта улучшений не получают. Так, видеоигры никак не повлияли на способность участников долго сохранять бдительность, поддерживать этакую рассредоточенную внимательность. Улучшение касалось только способности фокусироваться на чем-то одном и быстро решать задачи.

Что еще интереснее: положительный эффект игра оказывает только в том случае, если она оптимально сложна для человека — так, что он, играя, напрягает все свои силы, но не чувствует отчаяние. Участники эксперимента, которые играли в супер-легкую и супер-сложную версию Unreal Tournament, улучшений в тестах не демонстрировали. Это связано с тем, что они не входили в "состояние потока" — а именно от него всё и зависит. Участники, которые играли в Unreal Tournament на нормальной сложности, говорили, что с головой погружались в игру, забывали о своем физическом теле, отдавали всё свое внимание происходящему на экране. И у них-то как раз улучшения были.

Наконец, выяснилось, что эффект усиления происходит только тогда, когда ты играешь в игру, но не когда смотришь, как играют другие. 

К слову, находка ученых объясняет результаты другого эксперимента, где люди лучше усваивали урок по геологии после того, как 20 минут играли в Halo (https://m.vk.com/wall-100779582_1534). Пусть недолго, но мы гораздо лучше соображаем сразу после игровой сессии. Нам проще фокусироваться на работе и совершать мыслительные операции. Для учебы это очень полезно. 

Все публикации

© Федерация компьютерного спорта России, 2000–2025 | Киберспорт | Все права защищены.

+7 495 215-53-54 info@resf.ru